Галина Солонецкая: «Крестовый поход» на МОЭК

Галина Солонецкая: «Крестовый поход» на МОЭК

 

 

26 апреля Ассоциация ТСЖ и ЖСК  организовала  обучающий семинар на тему   «Договор с МОЭК теплоснабжения и горячего водоснабжения». Тема эта не просто актуальна,  но даже болезненна для всех, кто занимается управлением дома. Основная часть  платежей по ЖКХ приходится именно на теплоснабжение.  И доля эта  в платежке постоянно растет, лишая возможности  управляющих повышать стоимость непосредственно обслуживания дома, которое тоже не дешевеет и требует все больших расходов   для нормального существования  технических сетей. 

 

 

Но  управляющие компании, ТСЖ или ЖСК  лишены возможности получать достаточные суммы на это обслуживание, поскольку  значительная часть жителей  вверенных им домов   не в состоянии оплачивать  астрономические счета,  поступающие от  ресурсников. 

Те управляющие, которые в начале года перешли на оплату  теплоснабжения по новым правилам  (по факту израсходованных гикаколорий), то есть строго по общедомовому счетчику, оказались  в более выгодном положении, хотя им и пришлось выслушивать нелицеприятные высказывания в свой адрес от жителей по поводу  резко возросших платежей.

А вот те товарищества и управляющие, кто остался  работать по старой схеме, когда оплату теплоснабжения жители производят частями весь год, в то время как сами они платят по факту, по счетчику, оказались на грани банкротства с миллионными долгами.  Для жителей, живущих по старой схеме,  платежи пока не кажутся настолько нереальными,  они пока не в курсе, что осенью их ждет большой «сюрприз», когда и им придется переходить на новую систему оплаты. А это произойдет еще и  после двукратного повышения тарифов.  И потянется вереница возмущенных граждан жаждущих справедливости  к своим управляющим, в правления  ТСЖ.

 И только МОЭК, словно гигантский спрут,   щупальцами  опоясывая  весь город,   получает огромные  прибыли, гоня   по трубам кипяток вне зависимости от температуры на улице.  Для этого  монополиста  существует только один ограничитель  сверхприбыли – возможности самой сети дома выдержать  такую температуру.   За этим они строго следят, не допуская аварий сети и  поставляют то количество гикаколорий, какое сеть сможет выдержать,  а она может выдержать много, с нашими сетями мы смогли бы спокойно жить  за полярным кругом с среднегодовой температурой  -40 градусов по Цельсию.

Как же можно бороться с  гигантской компанией, помешать ей беззастенчиво наживаться, навязывая  свои услуги гражданам? На этот вопрос  сейчас пытаются ответить  и руководители управляющих компаний, и председатели ТСЖ  и ЖСК. Уже были организованы Круглые столы, собрания, совещания по этому поводу. На этот же вопрос отвечали  и участники  данного семинара.  Сейчас у нас существует  законодательство, играющее в нашу пользу, и его  необходимо использовать.

И прежде всего это нормативное требование об обязательности составления температурных графиков отопления восстановлено Федеральным Законом № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г «О теплоснабжении»,  который в ст. 5 и 6 обязывает уполномоченные органы осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:

…7) Оптимальный температурный график

Об этом законе нужно помнить, поскольку  именно оптимальный температурный график компанией не соблюдается.  Апрель месяц в этом году был достаточно теплым, а батареи в домах продолжали согревать помещения как в лютые морозы, в результате  жители были вынуждены открывать форточки, обогревать улицу, а МОЭК с 24 апреля этого года объявил, что переходит на летний режим работы, и все, что было отпущено до 24 апреля, что зафиксировали приборы учета,  потребители должны будут  оплатить.

В связи с этим по  инициативе журнала  «Председатель ТСЖ», защищающего интересы  ТСЖ и ЖСК, а также общественной организации Московский Совет, стоящей на страже интересов простых граждан  началась подготовка к акции по принуждению и органов власти и  МОЭКа  к исполнению закона. На семинаре  было озвучено письмо с требованиями пересмотра  оплаты тепловой энергии за апрель месяц в соответствии с температурным графиком, начался сбор подписей. Подобная акция была организована в Перми, что позволяет надеяться на то, что  со временем она станет общероссийской акцией защиты интересов потребителей.

Однако сама теплоснабжающая организация пытается оградить себя от такого рода неприятностей,  заставляя  управляющие компании, ЖСК и ТСЖ  подписывать  совершенно кабальный договор, где все права  оставляет за собой, а обязательства возлагает  на   них,  спокойно попирая  существующее законодательство. Поэтому на  семинаре были подробно  рассмотрены  все статьи договора и  составлен примерный протокол разногласий. Разберем подробно представленный МОЭК  договор, как это было сделано на семинаре.

Странности  начинаются буквально сразу, с первого раздела «ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕКСТЕ НАСТОЯЩЕГО ДОГОВОРА»

Потребитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее управление многоквартирным домом и приобретающие коммунальный ресурс (тепловую энергию) для оказания коммунальной услуги отопления.

Но товарищество или кооператив никак не может быть потребителем с точки зрения закона о защите прав потребителей, где дано четкое определение.  Значит можно требовать исключения слова «потребитель» из договора, дабы не возникала путаница в терминах, а в место этого необходимо включить слово «товарищество» или «кооператив» в соответствии с Жилищным Кодексом. А поскольку и ТСЖ и ЖСК действуют от имени и по поручению собственников дома, то необходимо включить в договор и понятие «собственник». Точно так же необходимо  требовать замены  слова «субабонент» на более конкретное - «собственник нежилого помещения». В договоре нет еще и понятия  «теплоснабжающая организация». Ну, не странно ли, что основные понятия, определяющие суть договора как таковые в нем отсутствуют?

А теперь стоит подробно остановиться на тех пунктах договора, которые вызвали сомнения у членов Ассоциации, чтобы и остальные участники процесса задумались над тем, что же их заставляют подписывать?

В пункте 1.1, мы читаем: «Теплоснабжающая организация обязуется поставить (отпустить) Потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки (далее по тексту – тепловая энергия) для собственных нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а Потребитель обязуется принять тепловую энергию на условиях, предусмотренных настоящим Договором, действующим законодательством, и оплатить ее в порядке, сроки и на условиях, определенных настоящим Договором и требованиями, отраженными в приложениях к нему. Выполнять иные обязательства, возложенные на Потребителя в соответствие с условиями настоящего Договора

В данном случае организаторы семинара советуют уточнить, что подразумевается под термином «иные обязательства». К чему компания пытается принудить управляющих? Подписывая договор, стоит избегать каких бы то ни было неясностей, чтобы не попасть впросак.

 

Следующий пункт 2.2. Количество (договорные величины) подаваемой по настоящему Договору Теплоснабжающей организацией Потребителю (с учетом Субабонентов) тепловой энергии календарном году с разбивкой по месяцам установлено в Приложении № 2 по каждой точке поставки.

Данный пункт  специалисты предлагают уточнить и записать в соответствии с существующей ситуацией в конкретном доме,  особенно если отсутствуют приборы учета.

А пункт 2.7 организаторы семинара предложили вообще исключить.

  1. Расчеты за отпущенную тепловую энергию при изменении расчетных нагрузок Потребителя производятся с момента оформления дополнительного соглашения, но не ранее чем с даты предоставления Потребителем в Теплоснабжающую организацию согласованного в установленном порядке технического отчета об энергетическом обследовании объекта.

          В данном случае МОЭК хочет контролировать процессы модернизации, а это ставит другую сторону в зависимое положение, понятно, что он нам не выгоден.

 

  1. Поддерживать на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон значения показателей качества тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

 Какая может быть ответственность у МОЭК, если показатели качества она сама для себя и придумывает? Ответственность возникает только в том случае, если сама теплоснабжающая организация будет придерживаться тех показателей качества, которые предусмотрены законодательством. Именно этого мы должны добиваться от теплоснабжающей организации, а иначе так и будем продолжать отапливать улицу.

Пункт 5.1.10. предлагается исключить.

5.1.10.Передавать тепловую энергию Субабонентам, присоединенным к сетям Потребителя, только с письменного разрешения Теплоснабжающей организации после внесения соответствующих изменений в настоящий Договор.

Это слишком частный и редкий случай, чтобы вносить его в типовой договор, не стоит его так сильно перегружать, считают специалисты.

Пункт 5.1.11.: В случае выбора новой организации, выполняющей функции управления многоквартирным домом, в домах, указанных в Приложении № 3.1, в течение 3 (трех) дней уведомить Теплоснабжающую организацию, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты выбора новой организации, урегулировать с ней вопросы оплаты задолженности/ переплаты, по настоящему Договору, отразить их в соглашении (договоре) и направить копию такого соглашения (договора) в Теплоснабжающую организацию и Государственное учреждение инженерную службу.

Да, уведомить о смене управляющей организации необходимо, но совершенно не обязательно обременять себя какими-то дополнительными обязательствами в угоду МОЭК. Вопросы внутреннего характера должны оставаться в компетенции собственников дома. А уж как МОЭК будет решать вопросы со старой управляющей компанией никого интересовать не должно. Тем более, что это соответствует новым правилам, подчиняться которым МОЭК тоже обязана.

Пункт 5.1.12. тоже предлагается исключить. Это избавит от дополнительных хлопот.

  1. В срок до 1-го числа месяца, следующего за расчетным, представлять  Теплоснабжающей организации «Отчет о выпадающих доходах (корректировка отчетов) от предоставления льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи» на бумажном носителе и в электронном виде, а также списки граждан, имеющих право на льготы по оплате коммунальной услуги отопления в соответствии с форматами, установленными нормативными документами.
  2. Два раза в год по состоянию на 01 января и 01 июля представлять Теплоснабжающей организации сведения о количестве жителей, зарегистрированных в многоквартирном доме.

Какое это имеет отношение к отоплению? Исключить!

  1. Обеспечить подписание акта, подтверждающего количество тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, и в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, представить его получателю бюджетных средств и Теплоснабжающей организации.

Это тоже лишняя для МОЭКа информация.

  1.  

Пункт 5.2.2. Требовать поддержания показателей качества в соответствии с настоящим Договором.

Очень хитрая формулировка, которая просто снимает с компании какую- либо ответственность за поставку некачественного продукта, как мы наблюдали в апреле этого месяца, когда МОЭК своими стараниями устроил парную в каждом доме.  Показатели качества должны соответствовать закону, и ответственность за поставку некачественного товара тоже должна наступать в соответствии с законом. Тем более, что законодательство как раз предоставляет нам возможность получать действительно качественный продукт.

 

Но для того, чтобы иметь возможность доказать поставку некачественного товара, придется в доме установить дополнительное оборудование, такое оборудование уже существует. Это помимо теплосчетчиков еще регуляторы тепловой энергии, поверочные расходомерные установки для проверки приборов учета всех типов. Их в Москве уже начали устанавливать, и их надо устанавливать, хотя это и потребует дополнительных  денежных затрат. И не только чтобы иметь возможность доказать некачественную поставку, но и чтобы оградить себя от возможных неприятностей, которые наверняка возникнут, если кто-то из жителей дома захочет заключить договор с теплоснабжающей организацией напрямую.

 

Согласно 124 правилам за качество ресурсов отвечает исполнитель, то есть ЖСК, ТСЖ и так далее. И если они не смогут оппонировать ресурсоснабжающей организации по качеству ресурса на границе балансовой принадлежности –  ответят по полной программе, тогда как МОЭК и другие подобные монополисты, расправившие свои щупальца по всей России,  будут только подсчитывать барыши.

Однако, еще раз необходимо сказать, что до внесения изменений в договор, доказывать наличие отклонений будет очень сложно, пожалуй, только через суд, а судиться каждый месяц никто не сможет.

 

 

  1. Расчет стоимости потерь теплоносителя, в том числе на наполнение систем теплоснабжения, производится исходя из объемов, определенных по показаниям узла (прибора) учета, либо расчетным путем с учетом цены на теплоноситель, указанной в Приложении № 3.

            

           И в этом случае автоматика может помочь избежать неприятностей с энергетической компанией, так как с помощью автоматики можно регулировать не уменьшением объема (не задвижкой) а путем добавления холодной воды для более комфортной температуры в доме. За потерю объема вам могут предъявить претензии, согласно данному договору.

           Пункт 6.5.2. Теплоснабжающая организация вправе, по мере необходимости и (или) в сроки, установленные Теплоснабжающей организацией, производить проверку потребления Потребителем (с учетом Субабонентов) тепловой энергии с составлением акта проверки показаний и работоспособности узла (приборов) учета, который подписывается сторонами по настоящему договору.

В случае отказа представителя Потребителя от подписи, представитель Теплоснабжающей организации на месте подписи представителя Потребителя производит запись: «От подписи отказался» и ставит свою подпись.

В данном пункте следует требовать  обязательности внесения в акт причины отказа, которые всегда есть, чтобы были ясны претензии или те разногласия, которые возникли между участниками договора.

Пункты 7.1 и7.2  Это о порядке расчета. Его необходимо более детально прописать, чтобы не возникало лишних проблем с ресурсниками.

Естественно, что по каждому дому можно еще найти какие-то дополнительные пункты, которые надо изменить или дополнить. В данном случае речь шла о более общих претензиях, касающихся большинство товариществ и кооперативов.  И сейчас уже существуют альтернативные договоры, разработанные отдельными ТСЖ. Проблема заключается в том, что естественные монополии, к которым относится МОЭК, отказываются их подписывать. И с этой проблемой в одиночку не справиться. Здесь нужна поддержка широкого круга общественности, которая только и в состоянии сдвинуть проблему в сторону интересов простых граждан, простых потребителей.

 

Галина Солонецкая

 

фото Галины Солонецкой