Об Обще долевой собственности и приватизации земельного участока, на котором стоит дом .


 В соответствии со ст. 290 ГК  РФ   собственникам  квартир  в   многоквартирном   доме  принадлежат  на  праве  общей   долевой   собственности  общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое  и  иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Указанная норма была дополнена  и  конкретизирована в Жилищном кодексе  РФ , вступившим в силу с 01.03.2005 года. В ст. 36  ЖК   РФ  определен перечень имущества, которое  принадлежит   на  праве  общей   долевой   собственности   собственникам   помещений   в   многоквартирном   доме  (" общее   имущество ").
    Этот перечень был уточнен в "Правилах содержания общего имущества  в   многоквартирном   доме ", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006.
Согласно всем действующим сегодня нормативным актам собственникам помещений  в   многоквартирном   доме   на  праве  общей   долевой   собственности   принадлежит  следующее  имущество :

  1.     Помещения  в   многоквартирном   доме , не являющиеся частями квартир  и  предназначенные для обслуживания более одного жилого  и  (или) нежилого помещения в этом  многоквартирном   доме , в частности:
  2.         межквартирные лестничные площадки,
  3.         лестницы,
  4.         лифты,
  5.         лифтовые  и  иные шахты,
  6.         коридоры,
  7.         колясочные,
  8.         чердаки,
  9.         технические этажи (включая построенные за счет средств собственников  помещений  встроенные гаражи  и  площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки),
  10.         технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого  и  (или) нежилого помещения  в   многоквартирном   доме  оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы  и  другое инженерное оборудование).
  11.     Крыши, ограждающие несущие  и  ненесущие конструкции данного дома.
  12.     Механическое, электрическое, санитарно-техническое  и  иное оборудование, находящееся в данном  доме  за пределами или внутри  помещений   и  обслуживающее более одного помещения.
  13.      Земельный   участок ,  на   котором  расположен многоквартирный  дом   и  границы которого определены  на  основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения  и  благоустройства.
  14.     Иные объекты вне дома, расположенные  на  указанном земельном участке  и  предназначенные для обслуживания, эксплуатации  и  благоустройства данного дома, включая:
  15.         трансформаторные подстанции,
  16.         тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома,
  17.         коллективные автостоянки,
  18.         гаражи,
  19.         детские  и  спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка,  на   котором  расположен многоквартирный  дом .


Кроме всего прочего, в состав общего имущества  в   многоквартирном   доме  включаются:

  1.     внутридомовые инженерные системы холодного  и  горячего водоснабжения  и  газоснабжения,
  2.     внутридомовая система отопления,
  3.     внутридомовая система электроснабжения,
  4.     информационно-телекоммуникационные сети.


При этом внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения  и  водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей ( в   том   числе  сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи  и  других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников  помещений  с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный  дом .
Согласно новому Жилищному кодексу  РФ жители многоквартирных домов могут на правах общей долевой собственности приватизировать и  земельный   участок ,  на   котором   стоит  их  дом . Жилищный кодекс и другие федеральные законы говорят о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме на правах общей долевой собственности принадлежит общее имущество, в которое включается в том числе и  земельный   участок ,  на   котором   стоит   дом .
Это право (на придомовую территорию) чрезвычайно специфично, потому что основанием его возникновения является прямое указание закона, а не сделка. Но, с другой стороны, таким же основанием можно считать и документ, удостоверяющий факт приобретения жилых помещений в многоквартирном доме. Поскольку право общей долевой собственности лишено самостоятельной оборотоспособности (возможности купли/продажи), оно всегда соответствует праву собственности на помещение в многоквартирном доме. Выделение доли этой общей собственности или выплата денежной компенсации за нее невозможны.
Третий, и весьма важный, момент в данном виде собственности таков: размер придомового участка определяется нормативными актами, а не соглашением собственников. Законодательством определяются три варианта определения площади владений (один – для новостроек, два других – для существующих домов).
В первом случае многоквартирный  дом  сдается в эксплуатацию только после прохождения обязательного государственного кадастрового учета, то есть при установлении размера и границ земельного участка,  на   котором  он расположен.
В случае, когда жильцам в общую долевую собственность бесплатно переходит придомовая территория дома, построенного до введения в действие Жилищного кодекса (до 01.03.2005 года), то порядок перехода определен ст. 16 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 года.
Закон предусматривает два варианта перехода: когда  участок  уже прошел кадастровый учет, и иное.
А теперь самое интересное, касающееся момента возникновения прав на  участок , в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, даже если  участок  сформирован до введения в действие ЖК РФ. Права на него не требуют никаких особых распоряжений для перехода в собственность жильцов. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, если иное не установлено законом. Право собственности на  земельный   участок  возникает вне зависимости от момента государственной регистрации права общей долевой собственности на него с 01.03.2005 года.
Но, несмотря на данный момент, жильцам в реальной жизни надо посетить Федеральную регистрационную службу и зарегистрировать данное право общей долевой собственности на  земельный   участок  за собственниками помещений многоквартирного дома. Эта регистрация будет не правоустанавливающей, а правоподтверждающей, и все права и обязанности собственника по отношению к участку собственник приобретет независимо от регистрации. Такой точки зрения придерживался ФАС Московского округа, признав незаконным отказ регистрационной службы в регистрации права общей долевой собственности на придомовой  участок .
Второй случай, более частый: если  земельный   участок  не сформирован (и на него нет документов кадастрового учета) до введения в действие ЖК РФ, то уполномоченное собранием дома лицо, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка,  на   котором  расположен многоквартирный  дом .
Проведение работ по межеванию территории жилых кварталов и определению границ земельных участков под многоквартирными домами осуществляется как за счёт средств городского бюджета в рамках реализации мероприятий среднесрочной городской целевой программы «Развитие земельной реформы в городе Москве на 2007-2009 годы» (постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 653-ПП (в ред.от 16.12.2008 1144-ПП), так и (в приоритетном порядке) за счёт средств собственников помещений в многоквартирных домах (ТСЖ).
Разработка и утверждение градостроительных нормативов для определения территории земельных участков под многоквартирными домами будет осуществлено подразделениями Москомархитектуры по заказу Департамента земельных ресурсов города Москвы за счёт и в пределах выделенного финансирования работ по межеванию города.

В Москве правовой механизм оформления прав на придомовую территорию дополнен собственным региональным законодательством:
• Законом г. Москвы «О землепользовании и застройке в г. Москве»;
• Постановлением Правительства Москвы 3 июля 2007 года № 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома»;
• Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 года № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность»;
• Письмом Управления Роснедвижимости по МО от 14.06.2006 года № 3762-13 «О формировании и государственном кадастровом учете земельных участков, занятых многоквартирными домами».

Правительство Москвы обязало префектуры) административных округов и управы районов совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда Москвы обеспечить содействие в проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу формирования земельных участков. На префектуры) возложено создание комиссий по обеспечению реализации решений таких общих собраний.
Процедура оформления прав на придомовую территорию в Москве состоит из следующих пунктов:
1. Проведение общего собрания собственников помещений в доме и принятие решения о начале оформления участка. Выбор лица, уполномоченного обратиться в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. По результату собрания должен быть составлен протокол и принято решение.
2. Обращение в Департамент земельных ресурсов с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность.
3. Формирование земельного участка. При этом границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов их межевания, которые утверждаются главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний. В Москве проект межевания территории разрабатывается за счет средств бюджета города.
4. Предоставление земельного участка в общую долевую собственность и государственная регистрация права общей долевой собственности.

На практике этот процесс вызывает множество нареканий, среди которых наиболее спорно определение границ земельного участка придомовой территории.
Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 «О землепользовании в городе Москве», определение размеров земельного участка многоквартирного дома связано с проведением комплексного межевания всего архитектурно-планировочного квартала, в границах которого проектировалось и осуществлялось размещение конкретного дома. Работы по межеванию жилых кварталов ведутся в соответствии с графиком, утвержденным постановлением Правительства Москвы.
Правительство Москвы поручило Департаменту земельных ресурсов включать в приоритетном порядке в планы межевания жилые кварталы, в которых расположены многоквартирные дома, управляемые ТСЖ, ЖК, ЖСК. Однако за год, прошедший с момента принятия данного документа, межевание прошла лишь четверть участков, а в собственность передано и того меньше.
Что же делать, если вашу землю до сих пор не размежевали?
За свой счет
В теории, если собственники хотят сформировать  земельный   участок , а их многоквартирный  дом  расположен в квартале, границы которого не размежеваны и в ближайшее время в плане межевания не стоят, собственникам предлагается провести межевание за свой счет.
К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом.
Впрочем, есть часть 4 ст. 43 Градостроительного кодекса (ГрК РФ), в которой указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий. За период до вступления в силу Жилищного кодекса РФ были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 №1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Основные их принципы состоят в следующем: если  земельный   участок  еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же  земельный   участок  уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Постановление №1223 уточняет, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования.
Оформление земельного участка в собственность многоквартирного дома повлечёт необходимость дополнительных расходов по благоустройству и содержанию территории, а также уплаты земельного налога с собственников помещений в многоквартирном доме (ТСЖ). При этом право собственности на  земельный   участок  не позволяет использовать его исключительно по своему усмотрению и не препятствует изъятию его для государственных нуж
 

Категория: